Как составить бизнес-план

Как составить бизнес-план. Пошаговая инструкция по написанию

Без этого процесса невозможно начать ни один бизнес, какой бы отрасли или сферы деятельности он ни касался. Роль бизнес-плана в дальнейшем развитии предприятия настолько важна, что от него зависит судьба всей затеи.

Но для того, чтобы грамотно составить столь важный документ, необходимо узнать, что он из себя представляет. В него входит подробное описание всех деталей производства, услуг и т.д., его ближайшие и долгосрочные перспективы, меры по развитию и необходимые меры для защиты от возможных угроз.

С его помощью все ваши идеи будут структурированы с тем, чтобы проявиться в виде четких, реальных шагов развития. К тому же, это поможет отобрать самые яркие, перспективные и практичные из них. Остальные могут быть оставлены на будущее.business-plan.jpg

Стандартные разделы бизнес-плана

  1. Краткое описание.
  2. Характеристика предлагаемого продукта (услуг, товара).
  3. Оценка ситуации на рынке в данной нише и разработка оптимальной стратегии.
  4. Учет возможных рисков.
  5. Бюджетные возможности предприятия.
  6. Организационный и производственный планы.

Самостоятельное составление бизнес-плана

Все начинается со SWOT-анализа идеи. Она подразумевает под собой знание ситуации на рынке, просчет слабых и сильных сторон своего предложения, а также возможных угроз, способных возникнуть во время развития предприятия.

Что касается сильных сторон, то здесь обычно отмечают более высокое качество или низкую стоимость, расширенный спектр услуг или то УТП (уникальное торговое предложение), которое непременно привлечет потребителей.

Типичные слабости только появившихся имен – их неизвестность, неразвитая структура и множество технических нюансов, связанных с обустройством и налаживанием связей.

Информативность бизнес-плана

Она должна быть исчерпывающей для того, чтобы определить объем затрачиваемых финансов на развитие, выплату налогов, дальнейшие перспективы компании, уровень конкурентности в данной нише и средства по отстройке от конкурентов. Выход на рынок, основанный на этих и других данных, будет максимально эффективным.бизнес-план.jpg

Из каких пунктов состоит бизнес-план

  • Описание проекта

В этом пункте учитываются следующие факторы:

  • ниша (область деятельности и планируемое место вашего предприятия в ней);
  • рентабельность предприятия;
  • ожидаемые результаты (объемы, сроки и т.п.).

Все эти данные приводятся в начале, но на самом деле они являются выводом из нижеследующих пунктов. Показываются же первыми потому, что именно на их основе инвестор принимает решение о перспективности участия в предприятии.

  • Описание продукции

Сюда входит ее характеристика, преимущества, обязательно – выгодные отличия от конкурентов и описание ЦА (целевой аудитории, для которой планируется ее предложение).

  • Детализированный маркетинговый анализ, выработка стратегии

Здесь приводятся результаты исследований рынка, на основе которых создается план действий по эффективному продвижению товара (услуг). Учитывается наличие и особенности конкурентов, их преимущества и недостатки, определяется и обосновывается политика ценообразования, способы влияния на потребителей, маркетинговые шаги, реклама и т.д. Здесь же намечаются объемы начальной и долгосрочной прибыли.

  • Планы по производству и организации

Первая часть касается только тех проектов, на которых планируется собственное производство. В ней учитываются затраты на оборудование, сырье и сам процесс производства.

Что касается организации, то она включает в себя конкретные действия по запуску и дальнейшему функционированию предприятия.

  • Бюджет

Здесь учитываются все затраты – от приобретаемых материалов до аренды помещений, рекламных, зарплатных фондов, и др.

  • Риски и ожидаемые результаты

Это завершающий этап, на котором учитывается все, обозначенное в предыдущих пунктах. В нем подводится полноценный, детально обоснованный итог. На этом моменте стоит остановиться особо. Оценивая его эффективность, старайтесь подходить к вопросу не субъективно, и взглянуть на ситуацию глазами потенциальных инвесторов. Для этого лучше знать, какие нюансы ему будут интересны в первую очередь.

Факторы, важные для инвестора

Это полнота представленной картины, отражающаяся в поэтапном плане, каждый пункт которого будет детально освещен. Должен быть виден объем прибыли (в любой момент деятельности), риски, затратная часть. И, конечно, финансовая выгода вашего потенциального партнера.

Именно для этого и составляется бизнес-план, отражающий финансовые показатели предприятия, источники поступления средств, все движения материальных и финансовых ресурсов, окупаемость вложенных средств и размер планируемого дохода.